Образ Андрея Болконского в романе “Война и мир”.
Понятие времени очень относительно. Многие назовут семилетний
отрезок жизни лишь мгновением, другие же, напротив- периодом значительным, и в
хронологическом, и в событийном отношении. 1805-1812. В романе эти годы стали
для князя Андрея временем тяжелых душевных исканий, порывов от одних истин к
другим, но и они с течением времени померкли и предстали в ином свете...
Все любимые герои Толстого ищут ответы
на вопросы, поставленные временем, они стремятся
найти себе место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей
Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо
«с определенными сухими чертами» омрачено выражением скуки и недовольства.
Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы,
но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень
скучно». Разговаривая чуть позже с Пьером, Андрей говорит: «Эта жизнь не по
мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Вскоре князь Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Он знает, к чему стремиться — к «своему Тулону». Ему нужны слава, известность. Его кумиром был Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Вскоре князь Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Он знает, к чему стремиться — к «своему Тулону». Ему нужны слава, известность. Его кумиром был Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко
разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним
мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим
людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что
исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций.
После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни
полностью меняется. Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое
потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь
хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о
сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал
вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры
говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью
занять его ум и сердце.
Перемены в тяжелом
душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера. В спорах со своим другом
князь Андрей критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя»
означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».
Настоящий душевный подъем испытывает Андрей
Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него
новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым
с ней. Продолжая ощущать, что «просто существовать» Андрей едет в Петербург.
В столице он принимает участие в работе
комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к
выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры
правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием
для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней
Андрея Болконского. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает в пределы России и
начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший
войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной
работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым
командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает
больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в
нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма». Взгляды Андрея
Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни,
раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход
битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности
в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к
жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Бородинское
сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные
страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к
братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь,
которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».
В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота:
ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.
Основной источник
Основной источник
Шилов Дмитрий
Комментариев нет:
Отправить комментарий