воскресенье, 12 мая 2013 г.


Образ Андрея Болконского в романе “Война и мир”.

    Понятие времени  очень относительно. Многие назовут семилетний отрезок жизни лишь мгновением, другие же, напротив- периодом значительным, и в хронологическом, и в событийном отношении. 1805-1812. В романе эти годы стали для князя Андрея временем тяжелых душевных исканий, порывов от одних истин к другим, но и они с течением времени померкли и предстали в ином свете...
    Все любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе  место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с оп­ределенными сухими чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слу­шать их ему было очень скучно». Разговаривая чуть позже с Пьером, Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаж­дет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.

   
Вскоре князь Андрей Болконский полно­стью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего.  Он знает, к чему стремиться — к «своему Тулону». Ему нужны слава, известность. Его кумиром был Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать перелом­ным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту про­стую правду жизни, которая заключается в любви че­ловека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким со­рокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окон­чательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от дейст­вий одного лица, от планов и диспозиций. После Аус­терлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется. Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, забо­тясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих кре­постных. Триста человек он сделал вольными хлебо­пашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах кня­зя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце.

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера. В спорах со своим другом князь Андрей критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».
   Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: лю­бовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счаст­ливым с ней. Продолжая ощущать, что «просто существовать» Андрей едет в Петербург.
    В столице он принимает участие в работе комиссии Сперан­ского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры прави­тельственного чиновника.
   Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разруша­ет возможное счастье с ней Андрея Болконского. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
   Когда Наполеон вступает в пределы России и начи­нает стремительно продвигаться вперед, Андрей Бол­конский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопас­ной работы при штабе императора. Князь Андрей ста­новится обыкновенным полковым командиром. Солда­ты любят его и называют «наш князь». Андрей не меч­тает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма». Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от ге­ниальности полководцев, а от «духа войска», его уве­ренности в победе. В момент смертельного ранения Ан­дрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумы­вается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и кото­рой я не понимал».
   В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, об­разованность, честность, совестливость, горячая лю­бовь к Родине.

Основной источник
   

                                                                                                             Шилов Дмитрий

Комментариев нет:

Отправить комментарий