Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У
Достоевского это не город величественных дворцов, палат и фонтанов. Это город с
черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими
душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе
невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании
преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои
и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук»
каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в
комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия
Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов.
Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство
подавленности и угнетенности.
Очень часто события происходят
вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния
предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный
колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.
Идея Раскольникова органически
связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та
особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему
возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже
расстроенные нервы юноши». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть
общей атмосферы безысходной атмосферы романа.
Существует связь и между
мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть
длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим
потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной
«каморки» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что
на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.
Картину тесноты, давящей
скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство
духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены
злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к
другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю
своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не
раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина
Ивановна.

Картины нищего Петербурга в
романе "Преступление и наказание" пронизаны глубокой болью за
человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Преступление и
наказание» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные
тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению,
смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и
жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как
подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В
трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о
процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия.
В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу
Свидригайлов. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе
безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими.
На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается
Раскольников.
В романе изображен центр
торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней
мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой».
Таким образом облик города сливается с самыми черными
мыслями Раскольникова. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных
квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и
оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами
своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на
существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий