Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его
стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом
сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но
особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание
войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право
на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают
«вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали,
спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие традиционно
связанное с уединением — становится формой дружеского общения. Именно в
это время возникло и активно жило «арзамасское братство», в которое
Пушкин-лицеист был принят заочно, а теперь, летом 1817 года, оказавшись в
Петербурге «Сверчок» стал его реальным участником.
К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым,
М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре
привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину
сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы
оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного
ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе
Жуковского. Пушкина привлёк декабристский тип человека:
бескомпромиссность, резкость в речах, категоричность, суровые
нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева,
исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки, высокий «градус»
патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила Лунина,
Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин тем не
менее имел собственные этические представления.
Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического
аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой,
отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров,
любви; гражданин противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода —
счастью. Однако Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие
нравственные идеи. Просвещение XVIII века (века в значительной мере
атеистического, во всём сомневающегося) в борьбе с христианским
аскетизмом создало концепцию свободы, не противопоставленной счастью, а
совпадающей с ним. Истинно свободный человек — это человек страстей,
раскрепощённых внутренних сил, это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин
был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание свободы — она
не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно расцвет
и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое
понимание свободы отразилось, например, в известном послании «К
Чадааеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I – С.307), о котором
уже говорилось выше, или в мадригале княгине Е.И.Голицыной:

Комментариев нет:
Отправить комментарий